ГБОУ "ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"

Гибридное обучение

 Что такое гибридное обучение и в чём его особенность

Это формат обучения, когда часть студентов находится в аудитории, а часть подключается онлайн.


Чем гибридное обучение отличается от смешанного

От полного дистанта во время локдауна многие школы и университеты перешли к моделям, сочетающим дистанционный и очный подход.

Один из таких форматов — гибридное обучение. Это когда занятие проходит в специально оборудованном помещении, в котором находится часть учащихся, а другие в это же время подключены к видеотрансляции и взаимодействуют с преподавателем и одноклассниками или одногруппниками удалённо.

Именно синхронизацией в реальном времени гибридное обучение отличается от смешанного, которое может включать в себя как синхронные, так и асинхронные активности. Например, в смешанном обучении студенты сначала смотрят учебные видеозаписи — независимо от остальных, в удобное для себя время вне учебной аудитории, а затем вместе с преподавателем разбирают сложные вопросы на очном занятии.

При этом гибридный и смешанный подходы могут сочетаться. Так, например, устроена модель HyFlex — гибкая версия «гибрида», которая совмещает онлайн- и офлайн-занятия, асинхронные и синхронные активности. Она уже применяется в  российских вузах и зарубежных вузах.


Какие преимущества даёт гибридное обучение

Может показаться, что гибридный подход — это вынужденная мера, которая имеет смысл только в сложной эпидемиологической ситуации, когда часть учеников из-за болезни или карантина не может посещать очные занятия. Однако есть весомые преимущества гибридного обучения перед полностью очным или асинхронным дистанционным. Группа исследователей из Бельгии и Нидерландов в своей работе «Систематический обзор литературы по синхронному гибридному обучению: выявленные пробелы» (англ. A systematic literature review on synchronous hybrid learning: gaps identified) делит их на организационные и педагогические.


Организационные

Независимость от физического местоположения учащихся — пожалуй, самый значимый довод в пользу гибридного обучения, даже если не брать в расчёт реалии пандемии, когда часть группы учится в обычном формате, а часть находится на карантине и может присоединиться только онлайн. Если вуз предлагает гибридный формат обучения, в нём могут учиться студенты из любых регионов или даже стран мира, и для этого им необязательно переезжать в общежитие.

Гибридная модель поможет в ситуации, когда учебное заведение запускает узкоспециализированные курсы и когда университету в целом не хватает абитуриентов. Если в конкретной локации не набирается достаточно желающих учиться, то с добавлением опции «участвовать онлайн» аудитория точно увеличится.


Педагогические

В отличие от асинхронного онлайн-обучения, гибридный формат позволяет педагогу поддерживать качественную связь как с очной, так и с удалённой группой. Учитель или преподаватель может отслеживать вовлечённость всех учащихся, задавать вопросы и отвечать на них, видеть реакцию слушателей и понимать, когда нужны дополнительные объяснения.

Сами учащиеся в процессе развивают технические навыки и новые способы взаимодействия в коллективе.

Асинхронное онлайн-обучение требует от учащегося развитых навыков планирования, высокой самостоятельности и ответственности за собственный процесс обучения. Поэтому в ситуациях, когда нужна большая поддержка и контроль со стороны преподавателя, гибридный подход приближается по эффективности к очному.


Какие сложности возникают при реализации гибридного формата обучения

Несмотря на вышеназванные преимущества, гибридный формат имеет свои недостатки и сложности. Они тоже касаются как организационно-технической, так и педагогической сторон учебного процесса.


1. Гибридное обучение требует особых педагогических подходов

Чтобы эффективно учить в гибридной модели, учителю, преподавателю или тренеру придётся пересмотреть используемые методы обучения и способы вовлечения учащихся. То, что хорошо работает в очном формате, может оказаться не таким полезным, когда часть группы занимается удалённо. Поэтому для успешной работы в «гибриде» нужны развитые цифровые компетенции, готовность пробовать новые методы и объективно оценивать их эффективность в каждом конкретном случае.


2. Возрастает когнитивная нагрузка на педагога

Этот пункт логически вытекает из предыдущего. В гибридном формате учитель или преподаватель, по сути, одновременно работает с двумя разными аудиториями — одна находится прямо перед ним, а другая подключена по видеосвязи.

Чтобы все учащиеся получили сравнимый по качеству образовательный опыт, во время занятия нужно равноценно уделять внимание офлайн- и онлайн-группе. Если в учебном заведении нет технического ассистента, с техническими неполадками тоже приходится справляться преподавателю. Такая сложная координация процесса требует развитых навыков многозадачности, может вызывать стресс и сильно утомлять.


3. Для качественного гибридного обучения требуется специальное техническое оснащение

Обеспечить дистанционно участвующим ученикам максимальный эффект присутствия с помощью технических средств — непростая задача. Как отмечают исследователи, особо важную роль здесь играет качественная передача звука: она необходима для комфортного взаимодействия учащихся с педагогом и сокурсниками.

При этом технические устройства могут быть неудобны для преподавателя и учащихся в классе. Например, необходимость говорить только в микрофон может помешать оживлённой дискуссии. А осознание, что тебя постоянно снимает камера, способно вызывать неловкость и дискомфорт как у педагога, так и у студентов.


4. Достичь идеального баланса, скорее всего, невозможно

Как отмечает нидерландская исследовательница Аннелис Рас, анализируя научные работы, посвящённые гибридному обучению, студенты, занимающиеся онлайн, всё равно менее вовлечены в процесс, чем присутствующие в аудитории. Зачастую они просто смотрят видеотрансляцию, не участвуя в занятии активно. Существующие исследования показывают, что учащиеся из онлайн-группы ощущают свою удалённость от преподавателя и сокурсников из очной группы, будто бы они исключены из класса.

Также онлайн-ученику бывает сложно подать сигнал учителю, если он, например, хочет ответить на заданный вопрос. Это расстраивает и негативно сказывается на вовлечённости. И остаётся проблема, актуальная для любого дистанционного обучения, — учёба в онлайне требует самостоятельности и самоконтроля, а эти навыки развиты далеко не у всех учащихся.


Как эффективно организовать обучение в гибридном формате

В идеальном сценарии гибридная аудитория оборудована камерами с высоким разрешением и качественными микрофонами, которые передают звук без эха и задержек, интерактивной доской, большим экраном, на который транслируется видео с веб-камер удалённых студентов, а у каждого учащегося в классе есть планшет. При этом техническую часть процесса курирует специальный сотрудник, а преподаватель может полностью сосредоточиться на образовательных активностях.

Реальность, как правило, от этого далека, если говорить не о самых высокотехнологичных учебных заведениях, которые вложили множество ресурсов в специальное оборудование для «гибрида». Но это не значит, что невозможно провести эффективное гибридное занятие ограниченными средствами.

Авторы «Систематического обзора литературы по синхронному гибридному обучению» привели рекомендации, которые помогут уменьшить влияние негативных эффектов, перечисленных выше. А преподавательница английского и эксперт по смешанному и гибридному обучению Джо Сцоук поделилась советами, как улучшить опыт студентов, если техническое оснащение аудитории оставляет желать лучшего.


1. Подготовьтесь заранее и дайте время на подготовку обучающимся

Можно уменьшить количество технических проблем, если заранее протестировать оборудование — работает ли камера на ноутбуке учителя, нет ли проблем со звуком и так далее. Также стоит позволить учащимся подключиться ещё до занятия, чтобы они тоже проверили, как работают их камеры и микрофоны, как отправлять сообщения в чат и виртуально поднимать руку. Подробные инструкции — как завести аккаунт на платформе с трансляцией, как зайти на урок и так далее — тоже не будут лишними.


2. Привлеките технического помощника из числа обучающихся

Чтобы немного снизить организационно-техническую нагрузку, делегируйте часть задач. Например, предложите кому-то из учащихся взять на себя роль куратора чата — следить за вопросами, которые отправляют удалённые студенты, и озвучивать их. Также кто-то из студентов может выполнять функцию техподдержки — к нему ребята из онлайн-группы будут обращаться, если возникнут неполадки с трансляцией. Как считают американские исследователи, это позволит студентам иметь больший контроль над образовательной обстановкой и положительно скажется на вовлечённости.


3. Чётко донесите до учащихся цели и задачи урока

Видеть перед собой конкретную образовательную цель важно для всех учеников.  Чтобы эта цель не терялась из виду, полезно также продумать задания для удалённой группы на случай, если связь прервётся или случатся другие неполадки. И заранее обсудить с учениками, чем они могут заняться в такой ситуации.


4. Убедитесь, что все могут следить за ходом урока

Если есть такая возможность, вместо печатного учебника лучше открывать на компьютере электронную версию и транслировать изображение всем учащимся. Присутствующим — на экран в классе, а удалённой группе — с помощью демонстрации экрана. Записи в процессе урока лучше всего делать на виртуальной доске — есть много сервисов, которые предлагают такую функцию и работают прямо в браузере. Это поможет всем ученикам следить за ходом занятия. К тому же изображение с онлайн-доски можно сохранить и разослать учащимся.


5. Вовлекайте учащихся в активное участие

Здесь помогут разнообразные интерактивные методы — опросы, тесты, викторины, образовательные мини‑игры. Групповые активности вроде мозгового штурма тоже будут полезны.

Исследователи рекомендуют часто обращаться к аудитории с вопросами и внимательно относиться к ответам, поощрять участие в обсуждениях по теме урока. Общение в чате тоже стоит стимулировать — дистанция между учащимися из офлайн- и онлайн-групп не ощущается так сильно, если ученики взаимодействуют между собой, делятся мнениями и комментируют их, поддерживают друг друга.


0 коммент.:

Отправить комментарий

Архив блога

el.donriro.org

cds.donriro.org