понедельник, 27 июля 2015 г.

Структура процесса электронного обучения

E-learning (электронное обучение) – это обучение с помощью Интернет и мультимедиа

Электронное обучение включает в себя три ключевых компонента - технологии, люди и процессы.


Технологии. Прежде всего, это программное обеспечение, позволяющее проводить сам процесс обучения. В области e-learning ПО делится на LMS и LCMS (см. выше).

Система управления обучением (LMS) позволяет планировать и проводить учебный процесс, управлять тестированием и контролировать процесс получения знаний, а также вести учет и анализ результатов обучения.

Учебный контент (LCMS) в электронном обучении состоит, как и в жизни, из учебников, лекций, практических заданий, тестов и экзаменов, только в электронном виде.Например, лекция может быть проведена с помощью вебинара или предоставлена в записи.

Люди. Управление процессом обучения осуществляет преподаватель (или в другом варианте – тьютором), который контролирует прохождение обучения учениками, записывает видеолекции или проводит вебинары, осуществляет создание и проверку тестовых работ и принимает окончательную аттестационную работу.

Также для процесса электронного обучения необходим системный администратор, который отвечает за техническую составляющую процесса электронного обучения. Чем сложнее система, чем больше количество обучающихся и чем более сложным является процесс обучения и учебный контент - тем больше нужно людей, способных отслеживать правильность работы и устранять, в случае необходимости, возникающие технические ошибки

Процессы. Процесс подразумевает организацию объединения преподавателей, учащихся и администраторов, а также их взаимодействие, в одном учебном процессе. А также сам процесс обучения.

После тестирования будущего ученика, ему предоставляется доступ в систему дистанционного обучения. Как правило, процесс обучения разбивается на модули, после прохождения каждого из которых проводится промежуточное тестирование. Тесты могут проводиться и в течение прохождения отдельного модуля для закрепления пройденного материала.

Электронное обучение, также как и заочное, предполагает значительный объем самостоятельной работы. Но преимущество e-learning в том, что оно обладает интерактивными возможностями общения преподавателя с учениками. Это достигается с помощью видео и веб-конференций в виде лекций и семинаров. Групповые занятия и лабораторные работы проходят на форумах или с помощью веб-конференций. По окончании обучения, при необходимости, ученик пишет и сдает аттестационную работу, которая, также при необходимости, может быть защищена в очной форме.


Плюсы и минусы использования e-learning

К основным преимуществам e-learning относится:

  • Одно из основных преимуществ электронного обучения – это экономия времени. У обучающихся и преподавателя отсутствует необходимость присутствовать очно на лекциях и тестах, добираясь до места их проведения. По данным Cedar Group, время обучения с помощью e-learning меньше на 35—45%.
  • Для корпоративного и частного образовательных секторов огромное преимущество электронного обучения – сокращение затрат. Происходит оптимизация затрат на переезде сотрудников, проживании, аренде залов и оплате расходов бизнес-тренеров. По данным Cedar Group, стоимость услуги электронного обучения дешевле прочих форм образования на 32—45%
  • Электронное обучение предоставляет возможность обеспечения обучения в любое время вне независимости от преподавателя;
  • Для обучающихся с помощью e-learning – это возможность обучения в своем темпе в любое удобное время;
  • По сравнению с очными формами обучения, скорость запоминания учебного материала выше на 15—25%;
  • Другие достоинства e-learning - лёгкость актуализации учебного материала, прозрачность процесса обучения, быстрая доступность статистики для анализа и возможность просмотра видеолекций неограниченное количество раз.

Недостатки e-learning:
  • Основной недостаток e-learning – это проблема идентификации личности обучаемого. Отсутствует 100% гарантия, что именно этот студент отвечает на вопросы теста. Для устранения этой проблемы существует несколько вариантов решений, которые необходимо использовать в комплексе:
  • ввод уникального логина и пароля в систему, статический ip адрес;
  • использование идентификации отпечатков пальцев или сетчатки глаза;
  • настройка системы тестирования на мониторинг временных интервалов на
  • ответ, т.е. если студент отвечает слишком быстро на сложнейшие вопросы,
  • система подаст сигнал о возможных нарушениях;
  • тестирование обучающегося под видеоконтролем преподавателя.
  • Другой недостаток электронного обучения – отсутствие мотивации извне и недостаток контроля, характерного для очного обучения. Наибольший эффект от обучения с помощью e-learning способны извлечь те обучающиеся, кто имеет высокую внутреннюю мотивацию. Кроме того, грамотное построение электронного курса по системе Джона Келлера14 подразумевает создание у обучаемого мотивации на дальнейшее прохождение курса. Однако чем длиннее во времени учебный курс, тем сложнее удерживать внимание обучающегося.
  • При электронном обучении фактически отсутствует обратная связь между преподавателем и студентами (если не используется вариант интерактивного вебинара), нет живого общения, поэтому электронное обучение имеет определенные ограничения в применении. Например, оно не подходит для развития навыков работы в команде, уверенности и коммуникабельности.

Зарубежный опыт говорит о том, что при наличии качественного учебного контента и грамотного построения учебного курса, во многих отраслях эффективность электронной формы обучения не уступает эффективности очной формы обучения. На сегодняшний день, это официально признано на уровне ООН и ЮНЕСКО. В мире технологии e-learning в равной мере востребованы как в сегменте индивидуального образования, так и в сфере корпоративного обучения. Например, в Германии, по данным социологов, работодатели ценят дистанционное обучение даже выше очного. И причиной этого является то, что качество этой формы обучения не уступает очным формам, что достигается хорошим информационным обеспечением и качеством экзаменов при отсутствии коррупции.

По материалам сайта http://ra-kurs.spb.ru/2/0/2/1/?id=42

Комментариев нет:

Отправить комментарий