Принципы педагогического дизайна

Основой для конспекта послужила одна из самых известных книг в этой области - Р.Ганье "Принципы педагогического дизайна".
Источник: https://itorum-elearning.blogspot.com

 

Глава 1. Введение. 

Часть 1. Введение в педагогический дизайн



Обзор


О конспекте

Этот конспект посвящён теме педагогического дизайна. Основой для конспекта послужила одна из самых известных книг в этой области - Р.Ганье "Принципы педагогического дизайна".


Содержание текущей главы


Первая глава конспекта - обзорная. В ней изложена краткая информация о тех темах, которые в следующих главах, а значит и в наших следующих статьях, раскрываются детально. Можно сказать, что эта статья – краткий обзор содержания книги и нашего конспекта.

Введение в педагогический дизайн

Введение

Для начала давайте рассмотрим основные понятия, с которыми мы будем иметь дело.


Учение и обучение

Учение - это естественный процесс, который приводит к изменениям в том, что мы знаем, что мы можем сделать и в том, как мы себя ведём. Так как это процесс естественный, то он может происходить и сам по себе, без какой-либо поддержки со стороны. Но в этом случае учение может сильно затянуться или рискует вообще не достичь тех результатов, которые были бы возможны при целенаправленном обучении. Под обучением в данном случае мы понимаем совокупность событий и целенаправленных активностей, способствующих учению.


Учебная ситуация

Каждую минуту мы пропускаем через себя огромное количество информации, большую часть которой мы просто не замечаем. Но в некоторых случаях, информация всё же оказывает на нас некоторое воздействие - мы узнаём или запоминаем что-то новое, делаем определённые выводы и т.д. И в этом случае мы можем сказать, что в нас произошли изменения. Совокупность факторов, которые привели к изменениям, мы будем называть "учебная ситуация".


Условия обучения

Когда речь заходит об обучении, мы обычно представляем себе внешние по отношению к ученику мероприятия: лекции или практические занятия. И при этом мы упускаем из виду важную составляющую - те ментальные процессы и внутренние состояния, которые имеют место внутри каждого из наших учеников - это и внимание, и повторение, и рефлексия, и осмысление самого процесса учения. Обе эти составляющие мы будем называть условиями обучения, которые будем подразделять на:
  • внешние по отношению к ученику или просто «внешние» и
  • внутренние


Пример учебной ситуации

Допустим, человек запоминает фразу "London is the capital of Great Britain". Для того, чтобы её запомнить, она вообще должна прозвучать или быть прочитаной, то есть должна поступить к ученику из вне. Это означает, что фраза в нашем случае - внешнее условие обучения. Но, для того, чтобы человек её запомнил, должен запуститься некий механизм внутри него самого - внутренние условия. Внутренние условия это производные от памяти и усилий ученика. То есть, он, как минимум, должен:
  • на самом базовом уровне понимать английский язык,чтобы понять фразу
  • знать, что такое "столица"
  • знать, что такое "Великобритания"
Кроме этих необходимых знаний, у него должно быть желание запомнить эту фразу, иначе магия обучения вообще не состоится. Если все эти условия совпадут в одном месте и в одно время, то случится та самая учебная ситуация и человек изменится, то есть научится.


Основы проектирования обучения

Учитывать внутренние состояния ученика – дело не из простых. И уж тем более оно неподъёмное, если учеников несколько. Но тут нам на помощь приходит наука - многочисленные исследования того, как учатся животные и человек позволили учёным сформировать:
  • теорию о том, как люди учатся,
  • принципы, которые стоит учитывать при проектировании и проведении учебных занятий,
  • рациональные подходы к процессу проектированию обучения,
  • которыми мы можем пользоваться в своей работе. 
     

Часть 2. Как люди учатся. Модель внутренних процессов и условий обучения



Как люди учатся. Модель внутренних процессов и условий обучения


Введение

Чтобы понять место внутренних и внешних условий обучения, мы должны рассмотреть общую модель обучения. На сегодняшний день общепринятой считается модель Atkinson & Shiffrin (1968).


  Схема процесса обучения Схема процесса обучения представлена на рисунке: 



Процесс обучения

Согласно модели Atkinson & Shiffrin процесс обучения выглядит следующим образом:

Этап Описание
1 Органы чувств воспринимают информацию из окружающей среды и передают её в центральную нервную систему.
2 Информация ненадолго задерживается в одном из сенсорных регистров. Здесь она распознаётся и трансформируется в нечто понятное человеку, после чего поступает в кратковременную память.

Этот процесс распознования носит название "Избирательное восприятие". На этом этапе, например, набор черточёк, воспринимаемых глазом, становится буквой А или Б и дальше идёт уже в таком упрощённом виде.
3 В кратковременной памяти информация задерживается не более чем на 20 секунд.

Пропуском на следующий этап служит повторение этой информации, если же за 20 секунд она ни разу не понадобилась - её путь на этом заканчивается.

Объём кратковременной памяти ограничен, его хватает только на несколько единиц информации - не больше 4 - 7 за один раз.

Именно объём кратковременной памяти мешает нам, например, перемножать большие числа в уме - не получается одновременно удерживать в голове результаты нескольких действий.
4 Те единицы информации, которые перешли на следующий этап, снова подвергаются обработке - семантическому кодированию и уже в новом виде поступают в долговременную память.

После семантического кодирования информация принимает вид утверждения, состоящего из подлежащего (субъекта) и сказуемого (предиката). Например, Лондон [субъект] - столица Великобритании [предикат].

В этом виде информация может хранится очень и очень долго. Когда она снова потребуется, то может вернуться в кратковременную память в таком виде, где при необходимости объединится с другими утверждениями.

Кстати, в этом случае кратковременная память, как правило, называется оперативной или рабочей памятью.
5 Информация из рабочей или долговременной памяти поступает к источнику запроса и трансформируется в действие. Сообщение приводит в действие исполнительные органы (мускулы), выполняется некое действие, которое снова может быть воспринято из окружающей среды органами чувств.

Для внешнего наблюдателя это действие - своеобразный индикатор. Если он ожидал его как правильную реакцию на заданный стимул, то увидев действие, он может быть уверен, что информация прошла все этапы внутри ученика. И ученик действительно чему-то научился.



Процесс контроля

Две важные структуры, которые мы ещё не рассмотрели на диаграмме – это процессы, которые активируют и корректируют поток информации в ходе обучения:


Название Описание
Ожидание Если у человека есть некие ожидания от процесса обучения, то он по-особому будет воспринимать окружающую обстановку, кодировать её в памяти и преобразовывать в действия.
Контроль процесса выполнения Контроль процесса выполнения управляет использованием когнитивных стратегий, которые, в свою очередь, влияют на то, с чем и как информация будет связана, как она будет уложена в памяти и как будет оттуда извлекаться.

Области обучения

Запоминание информации – это ещё не всё обучение. Ученые выделяют 5 различных областей или типов обучения, в которых ученик имеет возможность развиваться. Вот их краткое описание:


Название Описание
Интеллектуальные навыки Приёмы, которые позволяют человеку оперировать символами и понятиями окружающей среды. Можно выделить следующие навыки:
  • оперирование понятиями – их различение и объединение
  • оперирование правилами
  • навыки решения проблем
Когнитивные стратегии Приемы, при помощи которых ученик контролирует свой собственный процесс обучения
Вербальная информация Факты и знания о мире, которые хранятся в памяти
Отношение Внутренние состояния, которые влияют на принимаемые учеником решения
Моторные навыки Движения мышц, направленные на выполнение заданных действий
Области обучения взаимозависимы, так развитие интеллектуальных навыков всегда требуют работы с вербальной информацией, а изменение отношения – не только вербальной информации, но и интеллектуальных навыков, это справедливо и для моторных навыков.

Роль интеллектуальных навыков

Основная область обучения - это интеллектуальные навыки.
Содержание многих дисциплин можно представить как набор интеллектуальных навыков в виде идей, принципов и процессов. Поверх этого фундамента размещается и другой материал. 


Изучение дисциплины в этом случае, мы можем представить как постепенное овладение правильным образом мыслей – мышлением в рамках тех законов и моделей, которые предлагает дисциплина. Причём, навыки в разных дисциплинах схожи, и, овладев навыком в одной из дисциплин, мы получаем возможность использовать его в других областях и ситуациях.



Часть 3. Некоторые принципы обучения



Некоторые принципы обучения


Введение

В этом разделе мы поговорим о том:
  • какие принципы воздействия на естественный процесс обучения ученика существуют
  • каким образом использовать эти правила в учебном процессе


Принципы обучения


Основной принцип обучения

Обучение будет эффективно только тогда, когда оно:
  • учитывает и поддерживает внутренние условия обучения и
  • учитывает социо-культурный контекст.


Мало того, нам вообще стоит рассматривать процесс обучения(преподавания) как особым образом выстроенную последовательность внешних событий, спроектированных с целью поддержки внутренних процессов.

Примечание: Помните, что обучение никогда не происходит в вакууме. Человек – существо социальное и он живёт в определённой среде, которая влияет на его установки и поведение, поэтому обязательно уделяйте внимание социо-культурному аспекту жизни ваших учеников


Принцип смежности

Принцип смежности говорит о том, что стимул и реакция должны неразрывно идти друг за другом.

Вспомните, как вы играете с малышами, вы сидите за книжкой с картинками и задаёте малышу вопрос, где на странице нарисована собака? Малыш тычет пальцем в собаку и вы утвердительно киваете или говорите: "Ну да, точно, а я-то найти не мог".

В этой ситуации ваш вопрос - это стимул, малыш тут же начинает искать собаку на картине и указывает на нёё - это реакция. Причём эта реакция следует сразу же за стимулом, что укрепляет в голове малыша связи между словом собака и образом собаки, вопросом и необходимостью ответа.

Сразу после реакции малыш получает обратную связь от вас в форме кивка или одобрения, что усиливает связь между стимулом и реакцией.


Принцип повторения

Принцип повторения говорит о том, что ситуация со стимулом и рекцией должна повторяться несколько раз, чтобы хорошенько закрепиться. Современные теории обучения часто ставят под сомнение необходимость повторения, утверждая, что не для всех ситуаций оно необходимо и что бездумное повторение никак не влияет на эффективность обучения.
Возможно, лучшим взглядом на повторение является рассмотрение его как практической процедуры, которая необходима для того, чтобы показать различные условия и ситуации обучения.


Принцип подкрепления

Исторически принцип подкрепления определялся следующим образом: Эффект обучения усиливается, когда проявление результатов обучения вызывает удовлетворение.

Подкрепление может быть внутренним и внешним по отношению к ученику. Если ученик сам удовлетворён своими результатами, то он испытывает внутреннее подкрепление, мы можем назвать такого ученика "само-мотивированным".


Социо-культурные принципы

Одним из важных открытий в теории обучения стал тот факт, что социальное окружение оказывает на учение не меньшее воздействие, чем качество обучения, учебные материалы и процесс обучения. С этого момента социо-культурным аспектам обучения стали уделять пристальное внимание и выделили следующие важные закономерности:


Название Описание
Обсуждение смысла. Учение - это социальный процесс конструирования смысла. Это положение приводит нас к необходимости анализировать контекст, в котором происходит обучение, и то, как ученики в процессе общения постепенно приходят к значению и содержанию того или иного материала.
На практике, положительный эффект от этого принципа получается за счёт правильного использования совместного, группового обучения.
Зависимость знаний от ситуации Знания приобретаюсь в определённом контексте, и этот контекст оказывает существенное влияние на возможность их последующего вспоминания и использования.
Контекст должен делать информацию понятной, имеющей смысл и значение для ученика или для общества.
Теория активности Теория активности говорит о том, что обучение - всегда результат активности. Согласно Brown, Collins and Duguid (1989) эффективнее всего обучение, которое происходит в ходе культурной деятельности - деятельности, направленной на развитие его способностей или на благо окружающих.


Применение принципов в учебном процессе

Если мы приложим принципы обучения к модели внутренних процессов и условий обучения, то получим, что для поощрения процесса учения требуется, условно, следующий набор и последовательность внешних учебных событий:
Шаг Описание
1 Стимуляция внимания к информации и объектам, которые должны восприниматься из окружающей среды. Мы должны быть уверены, что ученик обратил на них своё внимание
2 Ознакомление учеников с целями обучения, чтобы у них сложились подходящие ожидания
3 Работа с ранее изученным материалом. Это необходимо, чтобы в дальнейшем облегчить извлечение информации из долговременной памяти
4 Понятная и запоминающаяся подача нового материала. Необходима для управления избирательным восприятием
5 Руководство учением для правильного семантического кодирования
6 Навязывание практики. Необходимо, чтобы ученик умел работать с информацией, обращаться к ней и использовать, когда это необходимо
7 Демонстрация обратной связи о выполненных действиях
8 Оценка действий для формирования дополнительной и более конкретной обратной связи
9 Подбор таких вариантов практики, которые бы соответствовали будущим реальным рабочим потребностям
     
     

Часть 4. Базовые предположения о моделях проектирования обучения





Базовые предположения о моделях проектирования обучения

Введение

Модели педагогического дизайна, которая подходила бы под все ситуации и контексты в природе не существует. Каждый педагогический дизайнер привносит что-то своё и всякий раз подстраивает модель разработки под конкретные условия.

Но, всё же, есть несколько базовых предположений и универсальных шагов, которые лежат в основе подавляющего большинства моделей разработки. В этом разделе мы перечислим основные из них.

Цель обучения

Педагогический дизайн направлен на помощь учению, а не преподаванию. Поэтому процесс проектирования должен начинаться с постановки значимой для ученика цели.

Цель обучения определяет, как будет выглядеть процесс обучения и из каких событий состоять.

Факторы, влияющие на обучение

Обучение – процесс сложный и на него влияет множество факторов. К примеру Джон Кэррол в своей модели школьного обучения (1963) выделяет следующие:
  • Настойчивость и упорство ученика
  • Его склонности
  • Время, отведённое на обучение
  • Возможность ученика уделить достаточно времени на обучение
  • Качество обучения
Качественное обучение не может учитывать только один из этих факторов, игнорируя другие. И тем более, обучение не может считаться качественным, если оно не берёт в расчёт мотивацию и склонности учеников.

Постоянство принципов пед.дизайна

Принципы педагогического дизайна могут использоваться:
  • на разных уровнях проектирования -от проектирования отдельного занятия до проектирования плана обучения по дисциплине и
  • как одним дизайнером, так и полноценной командой, включающей специалистов разного профиля
  • но в каждом из этих случаев принципы остаются неизменными

Цикличность процесса разработки

Спроектировать с первого раза идеальную систему обучения невозможно. Её надо тестировать, дорабатывать, собираться обратную связь от учеников и дорабатывать снова.

Подпроцессы разработки

Проектирование обучения включает в себя несколько подпроцессов, например, формирование целей обучения, проектирование учебных активностей, практики, оценки и обратной связи.

Для каждой модели проектирование количество и содержание этих процессов различается.

Типы обучения

Разные типы целей обучения требуют разных подходов к обучению. Нет универсального способа учить всему.

Универсальные шаги моделей разработки

Большинство моделей разработки используют в своей основе схожий набор и последовательность шагов проектирования. Условно говоря, для проектирования системы необходимо выполнить следующие действия:
 
Шаг Действие
1 Определить цель обучения. На этом этапе решается, зачем вообще будет создаваться система, какие есть ресурсы и ограничения
2 Описать цель обучения таким образом, чтобы она могла стать нашей "путеводной звездой" при дальнейшем проектировании. То есть, чтобы каждую из составных частей курса мы в будущем могли соотнести с этой целью и понять, цели и задачи низших уровней.
3 Проанализировать цель и выделить основные этапы обучения. Для каждого из этапов мы формулируем собственную цель, которая бы вытекала из основной цели обучения и давала понять, каким образом она поддерживает её достижение.
4 Определить типы обучения, которым будет уделяться внимание в процессе обучения, и составить матрицу внешних и внутренних условий обучения для каждого из типов. Это позволит понять, где возможно возникновение кумулятивного эффекта от пересечения условий
5 Разбить отдельные занятия и курсы на учебные события и активности. На этом этапе стоит уделять особое внимание внешним условиям, характеристикам пользователей и технологиям, которые можно использовать в процессе обучения
6 Определить процедуры оценки знаний и навыков, полученных в ходе обучения
7 Разработать курсы, занятия и контрольные процедуры. На этом этапе надо уделять внимание тому, чтобы курсы и занятия оставались в рамках единой цели обучения.
8 Оценить эффективность обучения. Во-первых, следует искать недостатки и идеи, которые помогут исправить, дополнить или улучшить обучение (формирующая оценка), во-вторых, спустя некоторое время стоит ещё проверить остаточные знания учеников(суммирующая оценка).
     

Комментарии