ГБОУ "ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"

Смешанное обучение

Смешанное обучение или blended learning

Смешанное обучение — это подход, сочетающий разнообразные форматы очного и дистанционного взаимодействия между учащимися, педагогами и образовательными ресурсами.

В большинстве случаев это означает, что часть времени учащиеся занимаются в классе или аудитории, а другую часть — в онлайне, синхронно или асинхронно. Хотя иногда к смешанному обучению относят и такие практики, когда курс проходит полностью в традиционном формате, но для формирования учебных планов и коммуникации используются цифровые ресурсы, например LMS. А ещё смешанным называют дистанционное обучение, в котором используются и синхронный, и асинхронный форматы.

Этот термин не стоит путать с гибридным обучением (англ. hybrid learning), хотя их довольно часто используют как синонимы. Гибридное обучение проходит синхронно, то есть вся группа учащихся занимается одновременно, вместе, только часть присутствует в аудитории очно, а часть — дистанционно онлайн.

В смешанном же обучении активности могут быть и синхронными, и асинхронными. Скажем, вся группа сначала посещает лекцию в аудитории, а затем студенты проходят электронный тест или выполняют задания на онлайн-платформе для закрепления материала. Но, разумеется, на практике гибридный и смешанный подходы могут сочетаться.

Какие модели смешанного обучения существуют

Моделей, в которых реализуется смешанное обучение, может быть огромное множество. Это гибкий подход, который позволяет учителю, методисту или тренеру настраивать учебный процесс под конкретные образовательные задачи и аудиторию

Тем не менее можно назвать семь основных моделей, которые не взаимоисключают друг друга и могут сочетаться в том или ином виде.

Расширенная очная модель

По сути, это привычная классная или аудиторная модель, в которую учитель или преподаватель время от времени добавляет онлайн-активности — чтобы заменить, расширить или дополнить традиционные методы обучения.


Смена форматов

Учащиеся по установленному расписанию переходят от одного вида активности к другому. Среди этих видов обязательно должно быть онлайн-обучение. Например, после лекции в аудитории ученики работают над проектом в командах, а затем проходят образовательную онлайн-игру или тест. От расширенной очной модели этот подход отличается систематичностью онлайн-занятий.

Если в обучении задействован компьютерный класс, куда учащиеся переходят после традиционных занятий «лицом к лицу», такой подход называют ротацией лабораторий.


Смена рабочих зон

Эта модель очень похожа на смену форматов, только учитель к тому же делит класс на группы, каждая из которых занимается своим видом учебной деятельности, а через некоторое время группы меняются местами. Например, пока одна группа работает с учителем, вторая самостоятельно трудится над проектом, а третья занимается онлайн. Причём это происходит, как правило, в одном помещении с выделенными зонами для разных видов занятий.

Иногда смена рабочих зон реализуется по индивидуальным образовательным траекториям — в зависимости от результатов и целей конкретного ученика. Этот вариант называется моделью индивидуальной ротации.


Перевёрнутое обучение

Согласно этой модели, ученики самостоятельно осваивают теорию с помощью материалов, заранее подготовленных учителем (в современных реалиях это часто бывают предзаписанные онлайн-уроки или целый курс), а в классе обсуждают сложные вопросы и отрабатывают знания на практике. По сути, в этом подходе домашняя и классная работа меняются местами. У перевёрнутого обучения много преимуществ, однако на педагога ложится дополнительная нагрузка: нужно и подготовить контент для самостоятельного изучения, и разработать практические или интерактивные уроки.


Модель «по запросу»

Это вариант для самостоятельных учащихся — взрослых людей или хотя бы старшеклассников. Они по собственной инициативе дополняют традиционные очные занятия обучением на онлайн-курсах. Например, если хотят углубить знания по профильным дисциплинам или посещать факультативы, которые по каким-либо причинам не преподаются в их школе или вузе.


Гибкая модель

Эта модель, пожалуй, дальше всего от традиционных подходов к обучению и не применяется массово. Учащийся сам планирует своё обучение, которое проходит преимущественно онлайн. Он посещает учебное заведение, но практически не ограничен расписанием или выбором активности. Учитель в такой модели выступает скорее тьютором и куратором — проводит консультации индивидуально или в малых группах и обеспечивает поддержку.


Расширенная виртуальная модель

В этом подходе учащиеся занимаются в основном на онлайн-платформе, причём дистанционно, однако в образовательный процесс входят и очные консультации с учителем или тьютором — запланированные с определённой регулярностью или по необходимости.


Какие преимущества имеет смешанное обучение

По идее смешанное обучение должно брать лучшее от очного и дистанционного форматов, интегрировать самые эффективные практики, чтобы помочь учащимся достигать образовательных целей.

Опрос об отношении к смешанному формату российских студентов и преподавателей провело и российское Минобрнауки. В прошлом году респонденты оценили цифровые подходы к обучению выше, чем в 2020-м.


Гибкость и индивидуальный подход

Объясняя новую тему у классной доски, учитель подстраивается под «средний по больнице» темп усвоения материала. Если же включить в программу самостоятельное изучение темы с помощью онлайн-ресурсов, это поможет оптимизировать процесс. Когда каждый ученик движется в своём темпе, те, кто схватывает на лету, не заскучают от повторения того, что они уже и так поняли, а учитель сможет уделить больше внимания тем, кому нужна поддержка и дополнительные объяснения.


Более широкие образовательные возможности

Выше мы уже упоминали о выборе онлайн-факультативов в расширенной очной модели обучения. И конечно, это касается любых уровней и видов образования — цифровые технологии открывают доступ к учебным материалам, курсам и инструментам независимо от физического местонахождения учащегося.

А учитель может использовать цифровые инструменты для вовлечения учеников и развития у них софт‑скиллов, цифровой грамотности и других универсальных компетенций. Например, можно предложить ученикам написать вместо привычного эссе сценарий для короткого ролика, снять и смонтировать его с помощью смартфона.

Вообще, смешанный подход хорошо сочетается с активными методами обучения — среди них, например, задачецентричное обучение.


Удобный контроль и обратная связь

Смешанное обучение в своей цифровой части может включать в себя использование технологий, которые собирают данные об успеваемости учеников и предоставляют их педагогу, родителям и самим учащимся. С помощью LMS можно контролировать, когда учащийся зашёл в систему и как проходили его самостоятельные занятия. И конечно, широко распространены онлайн-тесты, которые автоматически оценивают результаты и дают обратную связь, экономя время преподавателя.


Какие сложности бывают в смешанном обучении

При внедрении  смешанного обучения в образовательный процесс возможны следующие проблемы:

  • недостаточная техническая оснащённость и неразвитая интернет-инфраструктура;
  • низкий уровень владения цифровыми компетенциями — как у учащихся, так и у самих педагогов;
  • некачественно составленная программа или занятие.

Две первые проблемы, к сожалению, решить довольно сложно. Как показало исследование НИУ ВШЭ, у 26% школьников нет доступа к компьютеру с подключённым интернетом, а у 48% отмечается низкая степень владения цифровыми навыками — хотя участвовать в большинстве онлайн-активностей им поможет подробный и понятный инструктаж.

На третьем пункте остановимся подробнее. Начиная внедрять смешанное обучение, стоит помнить, что если просто перевести привычные методы в цифровой формат (скажем, только заменить печатный учебник электронной книгой), это вряд ли будет эффективно. Зачастую требуется пересмотреть программу обучения и определить, какие элементы лучше всего оставить в очном взаимодействии, а какие перенести в онлайн, что добавить и что исключить. Появился даже специальный термин — цифровая дидактика (методы обучения в цифровом пространстве).



.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Архив блога

el.donriro.org

cds.donriro.org